Из опыта работы

                      

 

Из опыта работы

                                              

                                                

                                                              Дербукова Е.Б.,

                                             зам. директора по ВР

                                               МОУ «СОШ №12»

Роль социально – психологической службы   образовательного учреждения при организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

     Социально - психологическая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально - психологическая помощь детям, родителям, учителям.   Работа направлена на оказание помощи учащимся  при одновременной работе с родителями, детьми и педагогами.

   Цель работы:  содействие социально - психологическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальных способностей личности ребенка.

 Задачи:

  • создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;
  • смотивировать интересы учащихся к образовательному процессу;
  • выявить индивидуальные качества личности ребенка;
  • оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем.

      Основное внимание уделяется  организации и проведению профилактической работы с "трудными" учащимися и неблагополучными семьями. На учащихся, состоящих на учёте в ПДН  и внутришкольном учёте, заведены информационные папки. В папках отражается вся профилактическая работа с учащимися, состоящими на учёте. В состав  документов входят: заявление о постановке на ВШК, уведомление, карта учащегося, акт посещения несовершеннолетнего на дому, анализ работы классного руководителя,  справка о проверке посещаемости учащихся. Ведутся отдельные карточки учета на неблагополучные семьи (мониторинг асоциальных семей и учащихся). Разработаны и заведены журналы регистрации правонарушений и преступлений, совершённых учащимися,  журнал проведения лекций и бесед по правовой тематике среди учащихся школ, журнал заседаний Совета профилактики школы. 

    В целях координации обеспечения единого направления в воспитательной, социальной работе с детьми, подростками и семьями, имеющих различные проблемы, в школе создан и работает на протяжении 10 лет Совет по профилактике правонарушений среди учащихся. Его функция, прежде всего, не в наказании ребенка, а в оказании ему помощи. В школе пятница – это день профилактики.  В этот день на базе школы работает  инспектор ПДН, собирается Совет. На заседания приглашаются учащиеся, имеющие плохую успеваемость и дисциплину, совершившие проступок. В процессе работы заслушивают не только учащихся, совершивших правонарушения, но и их родителей. Совместно  с инспектором ПДН, социальным педагогом, психологом и родительской общественностью организуются рейды,  в ходе которых выявляют социально уязвимые семьи, анализируется жизнь и поведение детей в семье, решаются ситуационные проблемы и трудности.  

       С целью  предупреждения неуспеваемости в образовательном учреждении классные руководители еженедельно заполняют форму «Табель учёта пропущенных уроков»  и по понедельникам отчитываются заместителю директора о количестве и причинах пропусков уроков учащимися класса за предыдущую неделю, а также о проделанной по следам пропусков работе.  В рамках внутришкольного контроля проводится классно – обобщающий контроль  классов, прежде всего тех, в которых учащиеся имеют большое количество пропусков и неудовлетворительных отметок по предметам, посещаются уроки, проводятся беседы с преподавателями. По итогам каждой четверти социальным педагогом составляется сводная таблица, где учитываются неуспевающие учащиеся школы и все предметы, по которым они не успевают. Классному руководителю нетрудно отследить успеваемость проблемных учащихся и вовремя принять меры. По результатам четверти родителям неуспевающих учащихся классный руководитель вручает информационные карты, за подписью директора школы, извещающие родителей о том, что их ребёнок не успевает по таким – то предметам. Карты с подписью родителей возвращаются в школу и хранятся у социального педагога.

  Кроме того, организуется    занятость "трудных" учащихся  во внеурочное время. Осуществляется это через привлечение к занятиям в кружках, секциях, работе ремонтной бригады, участию в общешкольных и классных мероприятиях. На базе школы работают 17 творческих объединений художественно – эстетического, технического, спортивного направлений. Учащихся МОУ «СОШ №12», стоящие на учете в ПДН, занимаются в спортивных секциях школы.

   Ежегодно социально-психологической службой проводится социологическое исследование по выявлению причин приобретения вредных привычек, по результатам которых составляются рекомендации классным руководителям по ведению профилактической работы в классе. На основе данных, психологом была разработана программа по выработке конструктивных навыков общения, введенная в работу в группе старшеклассников.

     Работа социального педагога и психолога нашей школы также направлена на оказание помощи  семьям "группы риска".  Для результативности работы с семьей необходима различная информация, поэтому на начало года составляются социальные паспорта классов. В работе с семьей мы стремимся максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, разъяснять причины  внутрисемейных психологических конфликтов.   Социально – психологическая помощь семье, осуществляется  через организацию  родительского всеобуча. Он включает в себя обучающие семинары для родителей с привлечением сотрудников медицинских учреждений, педагогов школы, а также проведение тематических бесед на классных родительских собраниях. Социально – психологической службой проводятся индивидуальные беседы с родителями, в процессе которых вырабатываются установки, рекомендации для совместной работы по преодолению и предупреждению отклонений в поведении учащихся.

         Анализ диагностики воспитанности  в последние годы показывает, что увеличивается количество детей с высоким и средним уровнем воспитанности и уменьшается – с низким. Детей с "отклоняющимся поведением" также становится меньше. Количество детей, стоящих на учете в ПДН с 2002 по 2008 год снизилось с 5 до 3  чел. Дети активно принимают участие в районных, городских и областных конкурсах, направленных на пропаганду здорового образа жизни. Участвуют в организации и проведении субботников, трудовых десантов и  дежурствах.

 

 

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ

 В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЕ МОУ «СОШ №12» .

       Возможности использования информационно – коммуникационных технологий в воспитательном процессе огромны.   На практике  ИКТ применяются в:

·      организации  внеурочной деятельности.

·      организации проектной деятельности школьников.

·      работе классного руководителя.

·      формировании и развитии школьных СМИ.

·      организации работы социально-психологической службы.

 1. Организация  внеурочной деятельности - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Это и дискуссионные клубы,  встречи с интересными людьми, экскурсии, посещение  музеев, социально значимая деятельность и др. Компьютерные презентации стали в нашей школе органичной частью сценариев школьных мероприятий. Нам трудно теперь представить без них какое-либо общешкольное дело: уроки мужества и памяти, различные интеллектуальные и творческие конкурсы, классные часы и праздники.

2. Организация проектной деятельности школьников.

    Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Организация проектной деятельности является одним из  эффективных методов формирования гражданской активности детей и подростков.    Индивидуальная и групповая работа повышает познавательный интерес, развивает умения преодолевать трудности, искать ответы на возникшие вопросы, способствует самостоятельному освоению новых возможностей информационных технологий.  В этом учебном году работа в данном направлении продолжается. Один из  проектов был разработан учащимися начальной школы совместно с учителями. Основой проекта стала идея выращивания экологически чистых овощей на пришкольном участке и обеспечение ими детей, отдыхающих  в пришкольном лагере. Этапы  работы над  любым проектом, как правило, отражаются в  компьютерной  презентации. В самой  же презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность.  Очевидны  достоинства презентации:

- Последовательность изложения.

При помощи слайдов, сменяющих друг друга на экране, удержать внимание аудитории гораздо легче, чем двигаться с указкой между развешенными по всему залу плакатами.

- Возможность воспользоваться официальными шпаргалками.

Презентация – это не только то, что видит и слышит аудитория, но и заметки для выступающего: о чём не забыть, как расставить акценты.

- Мультимедийные эффекты.

Слайд презентации – не просто изображение. В нём, как и в любом компьютерном документе, могут быть элементы анимации, аудио- и видеофрагменты. Они способны не только существенно украсить презентацию, но и повысить её информативность.

- Копируемость.

Копии электронной презентации создаются мгновенно и ничем не отличаются от оригинала. При желании каждый слушатель может получить на руки все показанные материалы.

- Транспортабельность.

Диск с презентацией гораздо компактнее набора плакатов и гораздо меньше пострадает от частых поездок по разным презентационным мероприятиям. Файл презентации можно переслать по электронной почте, опубликовать в Интернете и не тратить время на разъезды.

3. Следующее направление информатизации  -  работа классного руководителя.

Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю. От успешности его работы зависит уровень воспитанности учащихся и межличностные отношения в классном коллективе. Цель деятельности классного руководителя - это создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающихся, его успешной самореализации в обществе. Но для того, чтобы ребенок верил в искренность слов учителя, самому классному руководителю необходимо саморазвиваться и самореализовываться в обществе. Использование ИКТ в педагогической работе - это один из способов самоутверждения в школьном коллективе.

    Разве можно сегодня представить работу классного руководителя без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамеры? Любое мероприятие фиксируется, обрабатывается и собирается в фото - и видеокопилку. 

  Организуя внеклассные мероприятия, соревнования, классные часы  классные руководители  используют презентации, которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал.

Постепенно меняются  и формы работы с родителями. Самый распространенный вид работы с семьей - это родительские собрания. В школе практикуется применение ИКТ для такого рода мероприятий. Ряд классных руководителей стараются  при подготовке классных   родительских собраний  использовать  компьютер, который помогает  наглядно, убедительно и доступно представить  большой объем информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рассказать о текущих делах и успехах  класса, провести профориентационную работу.  Родители с интересом просматривают презентации по различным темам, процент посещения родительских собраний увеличивается, т.е. растет доверие к школе.

В помощь классным руководителям для организации воспитательной работы приобретены электронные методические материалы.  В настоящее время можно  сэкономить время  на подготовку и качественно провести  мероприятие.  

      4. Еще одно   направление информатизации воспитательного процесса — это работа со средствами массовой информации. И здесь в качестве  результата совместного творчества педагогов и учащихся    можно представить  созданный школьный сайт. Данный сайт является ещё и своеобразным электронным портретом нашей школы, в котором отражена её насыщенная, интересная и творческая жизнь.

Страничка «НОВОСТИ» дает возможность педагогам, родителям и детям быть в курсе основных событий, происходящих в школе.   На школьном сайте размещается информация о лучших педагогах,  учениках, достижениях школы. В будущем планируется размещение электронной версии школьной газеты «Клякса».  Также в планах создать радиоузел, и школьные новости можно  будет  не только прочитать, но  еще и прослушать.

5. Применение ИКТ в   работе социально-психологической службы.

   В своей работе социально-психологическая  служба нашей школы использует компьютерные технологии. И, прежде всего, для создания базы данных обучающихся.  Создаются списки неблагополучных, малообеспеченных  семей,  детей «группы риска», стоящих на учете в ПДН и  на ВШК, фиксируется национальный состав обучающихся.  Компьютер используется  для обработки различных анкет, построения диаграмм,  графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в учебно-воспитательной деятельности. 

    Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательной работе способствует:

1.       повышению и стимулированию интереса у обучающихся;

2.       активизации мыслительной деятельность и эффективности воспитания тех или иных качеств личности благодаря интерактивности;

3.        моделированию  процессов, явлений, сложных для демонстрации в реальности, но необходимых для создания полноценного зрительного ряда;

4.       предоставлению ученикам возможности самостоятельного поиска материалов, опубликованных в Интернете для подготовки докладов, рефератов, составления сценариев;  помощь в поисках ответов на проблемные вопросы;

5.       созданию огромного поля для развития креативных способностей, формирования общей и информационной культуры.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»